ЖКХ 1 — 15 июня 2020 года

Для замены всех старых лифтов в России необходимо дополнительно 150 млрд рублей. Средств, которые собирают граждане на ремонт домов, недостаточно. Об этом рассказали в Ассоциации региональных оператор

Капремонт
Сегодня подошел к концу срок эксплуатации уже у более чем 95 тыс. лифтов, ежегодно к ним прибавляется по 10 тыс. До 2025 года (срок установлен техрегламентом Таможенного союза) необходимо заменить 144 тыс. подъемников, но в программы капремонта включено лишь 85 тыс. Для решения проблемы Минстрой внес в общенациональный план действий по восстановлению экономики предложения о поддержке и развитии лифтового хозяйства, сказал «Известиям» глава ведомства Владимир Якушев. Правда, на эти цели в 2020—2021 году отводится только 1,5 млрд рублей.

Срок эксплуатации (25 лет) истек у более чем 95 тыс. лифтов — это четверть (25,5%) всех подъемников в стране. И каждый год к ним прибавляется по 10 тыс. В соответствии с техрегламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», все подъемники с истекшим сроком службы должны быть заменены до 15 февраля 2025 года. Под эти требования подпадает 144 тыс. лифтов. Но в региональные программы капремонта включено всего 85 тыс. подъемников — на замену остальных 59 тыс. средств не хватает, рассказала «Известиям» исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова.

— Если старые лифты не успеют заменить в положенный срок, Ростехнадзор выпишет предписания об их остановке, —- подчеркнула она.

Замена лифтов — в числе приоритетных задач системы капремонта. Но это один из самых дорогостоящих видов работ: средняя цена замены подъемника, включая стоимость его самого, составляет около 2−2,2 млн рублей, сказала Анна Мамонова. Цена самого лифта в среднем колеблется от 1 млн до 1,2 млн рублей, уточнил президент ассоциации «Российское лифтовое объединение» Сергей Чернышов.

С учетом цифр, предоставленных регионами, системе капремонта на замену вышедших из нормативного срока службы лифтов необходимы дополнительные инвестиции в 150 млрд рублей, сказала Анна Мамонова. Нехватку средств подтвердил первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.
— Если средств на замену необходимого количества лифтов в программе капремонта не хватает, то у региональной или федеральной власти есть право софинансировать эти работы, — добавил он.

Пока старые подъемники зачастую продолжают использоваться. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Ростехнадзора, должно проводиться их техническое обследование и при необходимости — модернизация.

Как правило, решение о продолжении срока службы принимают исходя из фактического технического состояния лифта, сказал эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
— Предписания об остановке оборудования встречаются значительно реже, чем должны были бы. Но тогда маломобильным категориям граждан придется тяжело. Чтобы возобновить работу лифта, нужно устранить неисправность, для этого необходимо собрать средства с жильцов на текущий ремонт, и часто немалые. В рамках капремонта проводится полная замена оборудования, — объяснил он.

Некоторым категориям жильцов — инвалидам, пенсионерам, матерям с колясками — лифты крайне необходимы. Но на их замену собранных средств зачастую не хватает. Поэтому нужно выделять бюджетные деньги, считает замглавы ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.

Среди предложений, внесенных Минстроем в общенациональный план действий по восстановлению экономики, — поддержка и развитие лифтового хозяйства. Сегодня в России большое количество лифтов требуют замены, подтвердил «Известиям» глава ведомства Владимир Якушев.
В проекте общенационального плана (есть у «Известий») на «расширение инструментов государственной поддержки работ по замене лифтового оборудования» на 2020 и 2021 годы отводится по 750 млн рублей.

По словам Анны Мамоновой, деньги из бюджета могут выделяться с использованием разных механизмов — прямой госпомощи или в виде субсидий для замены лифтов в рассрочку.

По мнению генерального директора ПАО «Городские инновационные технологии» Сергея Минко, необходимо разработать программу кредитования капитального ремонта — и не только для замены лифтов.
— По сути необходимо, чтобы банки кредитовали капитальный ремонт в счет будущих поступлений от жильцов. Здесь есть не только возможность решения острых проблем, но и заработок для банков. Хотя, конечно, в идеале его субсидировать государством, — полагает Сергей Минко.

По мнению директора НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, также необходимо предусмотреть субсидии на замену лифтов в тех домах, которые собирают взносы на капремонт не в общие фонды, а на свои спецсчета.