ЖКХ 12 — 25 сентября 2020 года

Анна Мамонова: «Система капремонта показала устойчивость в период пандемии»

Капремонт
Установление особых условий проведения закупок в сфере капремонта, пересмотр порядка осуществления работ с учетом фактического состояния домов, расширение инструментов господдержки по замене лифтов. Эти и другие мероприятия внесены в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения развития России. Мы попросили исполнительного директора АРОКР Анну Мамонову рассказать о том, что принесут эти изменения отрасли и какие еще мероприятия необходимо провести для совершенствования системы капремонта.

Анна Ивановна, в рамках конференции «ЖКХ в условиях пандемии — вызовы и решения», организованной Минстроем России, предложен новый пул мер поддержки предприятий отрасли, который в итоге дополнит Общенациональный план действий восстановления экономики. Какие предложения по совершенствованию системы капремонта направлены в Правительство Р Ф по итогам мероприятия и какие мероприятия необходимо, по вашему мнению, дополнительно внести в этот документ?
В первую очередь хочу отметить работу нашего профильного министерства, которое прислушалось к мнению экспертов отрасли. И в результате в первоначальный проект Общенационального плана действий восстановления экономики уже были включены ключевые мероприятия, направленные на поддержку сферы капитального ремонта. Среди них — установление особого порядка проведения закупок в сфере капитального ремонта до конца 2021 года, пересмотр порядка осуществления капремонта с учетом фактического технического состояния многоквартирных домов и их конструктивов, а также расширение инструментов господдержки работ по замене лифтового оборудования.
Кроме того, в Общенациональный план действий включен пункт «Стимулирование направления на проведение работ по капитальному ремонту остатков средств на счетах региональных операторов капитального ремонта путем введения упрощенной ускоренной процедуры контрактования». В связи с длительным периодом проведения конкурсных процедур, согласно действующему законодательству, многие региональные операторы не успевают провести все процедуры в установленные сроки, и это является одной из причин образования больших остатков средств на счетах регоператоров. Реализация данного мероприятия позволит существенно сократить сроки проведения торгов и активнее реализовать намеченные планы по ремонту. Уже сформированы предложения по уточнению и доработке мер Общенационального плана, которые ведомство планирует учесть в работе при реализации данных мероприятий.

На субсидирование процентной ставки по заимствованиям на мероприятия по замене лифтов в проекте Общенационального плана на 2020−2021 годы запланировано выделение 1,5 млрд рублей. Как вы считаете, это позволит решить проблему изношенности лифтового оборудования?
Напомню, что согласно Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011» до 2025 года в стране необходимо заменить порядка 144 тыс. лифтов.
Замена лифтового оборудования — одно из самых дорогостоящих мероприятий при капитальном ремонте, и для ускоренной замены лифтов в полном объеме необходима поддержка со стороны государства, так как самостоятельно система капремонта за счет взносов граждан с этой задачей не справится.
Рассматриваются различные механизмы поддержки за счет привлечения дополнительных источников финансирования. Это доступные финансовые инструменты, такие как механизмы рассрочки, факторинга, прямого кредитования, субсидии на выполнение работ, которые могут быть использованы уже сегодня в счет будущих поступающих взносов на капремонт.
Такие инструменты пользуются спросом как у «общего котла», так и на спецсчетах. Например, механизм проведения работ в рассрочку набирает популярность у собственников, формирующих фонд капремонта на спецсчетах. В ситуации, когда накопленных средств недостаточно, частичная оплата накопленными взносами на капремонт и рассрочка оплаты по выполненным работам становится выходом для спецсчетов. Среди примеров — Удмуртская Республика, где с 2017 года применяется практика софинансирования и рассрочки для спецсчетов. Другие субъекты тоже подключаются к таким программам. Например, в Свердловской области рассматривают варианты бюджетной поддержки и рассрочки на спецсчетах.
Даже небольшие объемы господдержки позволят дать старт развитию масштабных и долгосрочных рыночных инструментов финансирования замены лифтового оборудования, а в перспективе и других работ по капремонту.
Поэтому и озвученное предложение о субсидировании процентной ставки по заимствованиям на мероприятия по замене лифтового оборудования станет серьезным подспорьем для отрасли и приблизит к достижению поставленных задач.

Вы упомянули о включенном в Общенациональный план пункте пересмотра порядка осуществления капремонта с учетом фактического состояния МКД. Оцените важность этого решения.
Это одно из важнейших решений для системы капремонта.
На сегодня мы имеем практику работы с теми данными, которые были на старте запуска программы капремонта, и не всегда эти исходные данные были правильные. В системе капремонта сформировался запрос на потенциальный пересмотр региональных программ, который будет учитывать фактическое техническое состояние многоквартирного дома и его отдельных конструктивов. Эта позиция поддержана как экспертным сообществом, так и профильным ведомством. Очередность ремонта конструктивов будет проводиться на основании технического заключения специалистов.
Оценка технического состояния МКД должна являться первоочередным документом для формирования и актуализации региональной программы капремонта, краткосрочного плана ее реализации. В связи с этим будет создан более гибкий подход к формированию программы, основанный на техническом состоянии жилищного фонда и позволяющий максимально эффективно использовать ресурсы регоператоров, сбалансировать региональные программы и ускорить кап­ремонт в тех домах, где это требуется в первоочередном порядке.

Какое влияние оказала пандемия коронавируса на отрасль?
В период пандемии звучали разные прогнозы на предмет того, какими будут последствия для отрасли. Многие политики и эксперты прогнозировали значительное снижение платежей, но ассоциация всегда отмечала, что система капремонта достаточно устойчива и такой стресс-тест не сильно повлияет на сферу. Сегодня уже можно делать выводы, что наши прогнозы подтвердились. Конечно, снижение произошло, но в пределах прогнозируемых параметров. Фактически среднее падение по взносам за капремонт в России составило порядка 7%.

Что касается регионов, где оплата взносов была полностью приостановлена. Отмечу, что практически все из этих субъектов имеют достаточные финансовые резервы на счетах регоператоров, что позволит им справиться с плановыми показателями реализации программ капремонта в текущем году. Вместе с тем непростая ситуация сложилась у собственников, формирующих фонд капремонта на специальных счетах. Собственники домов, где было принято решение о кап­ремонте в текущем году и у которых уже возникли финансовые обязательства перед подрядчиками за выполненные работы, рассчитывали на плановые поступления по «приостановленным» месяцам и в результате попали в сложную ситуацию.
В связи с этим, если органы исполнительной власти субъектов приняли решение о временном приостановлении оплаты взносов на капремонт, необходимо предусматривать поддержку из бюджета субъекта для компенсации недосбора, поскольку решения о приостановке оплаты взносов не приостановили процесс ветшания жилищного фонда, который при любом раскладе требует ремонта.