ЖКХ 25 августа — 11 сентября 2020 года

ФАС грозит дисквалифицировать главу регулятора Курганской области. Правительство Зауралья отказывается пересмотреть тариф на вывоз ТКО

ТБО
Правительство Курганской области игнорирует предписания ФАС РФ о необходимости пересмотра тарифа на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Региональный департамент государственного регулирования цен и тарифов, судя по всему, уже во второй раз пропускает сроки исполнения требований. На позицию руководителя регулятора Ирину Гагарину не влияют даже административные штрафы и угроза дисквалификации. Антимонопольное ведомство еще в начале лета сочло расчеты департамента в части установления цены на транспортировку отходов некорректными и потребовало изменить их, однако департамент ссылается на «непредоставление информации со стороны регоператора» — «Чистого города». Учитывая, что пересмотр транспортных расходов может привести к двукратному снижению тарифа для потребителей, наблюдатели полагают, что глава департамента таким образом «вполне может отстаивать интересы как самого „Чистого города“, так и перевозчика ТКО — „Компании эковывоз“». В связи с этим политологи не исключают, что регоператору покровительствует и сам губернатор Курганской области.
В отношении руководителя департамента государственного регулирования цен и тарифов правительства Курганской области Ирины Гагариной возбуждено административной дело. ФАС РФ признала чиновницу нарушившей часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль в области регулируемых государством цен).
Статья предполагает наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Напомним, ФАС РФ вынесла предписание, о котором идет речь, еще 1 июня 2020 года. В частности, федералы потребовали пересчитать затраты регионального оператора ООО «Чистый город» на транспортировку ТКО и определить тарифы уже через новые расчеты. Как оказалось, ведомство Гагариной опиралось на сумму контракта, заключенного между регоператором и транспортной компанией — ООО «Компания Экосистема», которая стала единственной участницей конкурса.
В итоге перевозчик забрал все контракты по максимальной цене в 750 млн рублей. Между тем, отмечают в антимонопольном ведомстве, цена должна была быть установлена с использованием методических указаний с учетом экономически обоснованных расходов, а сам регулятор — провести тщательный анализ этих расходов, чего сделано не было.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области обязали установить новые тарифы до 1 июля 2020 года. Однако, как следует из материалов дела, Ирина Гагарина не смогла выполнить требования ФАС, так как в течение двух месяцев ей якобы не удалось получить необходимые документы от регионального оператора. Со стороны департамента было направлено три ходатайства в антимонопольный орган с просьбой продлить срок исполнения предписания сначала до 1 августа, а затем еще на месяц. Однако на все был получен отрицательный ответ. Тем не менее, после возбуждения административного дела в августе и признания неисполнения предписания ФАС РФ установила новый срок исполнения — 1 сентября 2020 года.
Впрочем, судя по всему, на сегодня, 2 сентября, требования не исполнены. Как следует из протоколов заседания правления департамента цен и тарифов, чиновники пытались решить этот вопрос трижды и только в конце срока — 21, 25 и 27 августа. Первые два раза решение откладывалось, опять же, по причине «не предоставления запрашиваемых департаментом данных от ООО «Чистый город». Протокол заседания от 27 августа пока не опубликован.
В департаменте «Правде УрФО» пояснили, что протокол находится на подписании руководства и появится на сайте в течение 10 рабочих дней. Отметим, что пока на порталах департамента и регоператора опубликованы старые тарифы. Таким образом, департамент, несмотря на штрафы и жесткие санкции, не может выполнить предписание, так как его требования, по официальной версии, уже на протяжение трех месяцев игнорирует «Чистый город».
Напомним, что действующий пока региональный оператор пришел в регион сразу после того, как в кресло губернатора в 2018 году сел Вадим Шумков. Новый глава региона тогда расторг договор с ООО «Рифей» перед самым стартом мусорной реформы, несмотря на высокую готовность к ней. В итоге Курганская область вошла в реформу только год спустя уже с «Чистым городом». Сам же «Чистый город», как ранее сообщала «Правда УрФО», через ряд юридических лиц аффилирован с единственным перевозчиком ТКО, которому достались те самые 750 млн рублей потребителей.
Как отмечают наблюдатели, в области говорят, что «сложилась связка губернатор-регоператор-перевозчик». Именно поэтому, предполагают эксперты, «подконтрольный главе региона руководитель департамента (Ирину Гагарину назначил Вадим Шумков сразу после прихода) отстаивает позиции „Чистого города“ даже под угрозой дисквалификации».
Политолог Сергей Завьялов озвучивал мнение, что исполнение предписания ФАС и заключение договора на рыночных условиях между регоператором и транспортной компанией позволит вдвое снизить конечный тариф для потребителей. «Однако, как видно, ни „Чистый город“, ни правительство Курганской области во главе с Вадимом Шумковым в этом не заинтересованы», сообщил свое мнение эксперт.