ЖКХ 25 августа — 11 сентября 2020 года

ри самосвала денег. Депутата Госдумы от Челябинской области и его тёщу будут судить за рекордную взятку

Региональные конфликты
Депутата Госдумы от «Справедливой России» Вадима Белоусова и его 78-летнюю тёщу будут судить за получение взятки в особо крупном размере — более трёх миллиардов рублей. В минувшую пятницу Генпрокуратура Р Ф утвердила обвинительное заключение по ч. 6 ст. 290 УК РФ, согласно которой фигуранты могут получить по 15 лет. Лайф разбирался, откуда взялась такая огромная сумма и кого ещё в этой истории не хватает.
Следователи считают, что в 2010—2014 годах Вадим Белоусов и его тёща — бывший член совета директоров и главный бухгалтер ОАО «Первый хлебокомбинат» Маргарита Бутакова — входили в организованную преступную группу, в составе которой оказывали содействие в получении господрядов на строительство дорог компании «Южуралавтобан».
По мнению правоохранителей, деньги от бизнесменов принимала Бутакова, после чего передавала их зятю Белоусову и тогдашнему губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. Якобы взятка передавалась наличными. Спустя несколько лет после начала уголовного дела нераскрытой остаётся главная интрига этого дела: куда делось три самосвала денег?
Так мошенничество или взятка?
По ходатайству Генпрокуратуры в декабре 2018 года Госдума согласилась снять с Вадима Белоусова депутатскую неприкосновенность, и сейчас он находится под подпиской о невыезде. Депутат исправно ходит к следователям, бежать не пытается и настаивает на том, что денег не брал, а куда они делись — не знает.
В это же время тёща дважды публично обращалась в Госдуму и Генпрокуратуру с просьбой признать её невиновной. В своих письмах Бутакова указывала на то, что её с зятем оклеветали в интересах руководителей дорожно-строительной организации Сергея Вильшенко, Алексея Башаева и Константина Овчинникова.
По её словам, эти трое придумали историю со взяткой, чтобы уйти от ответственности по статье «Мошенничество», которую им на тот момент должны были вменить правоохранители. Перед появлением дела о коррупции как раз вскрылось их участие в хищении на строительстве дорог более трёх миллиардов рублей. Таким образом, по мнению Бутаковой, похищенные деньги неожиданно превратились во взятку губернатору Юревичу, а бизнесмены-дорожники перестали считаться казнокрадами.
Неугомонный губернатор
Михаил Юревич — человек в этой истории особенный. В отличие от Бутаковой и Белоусова, опального экс-губернатора арестовали заочно, поскольку ещё в начале 2017 года, почувствовав неладное, он неожиданно уехал в Израиль, а оттуда, как говорят, переехал в Лондон. Его нынешнее пристанище, вероятно, объясняется тем, что Великобритания не выдаёт России подозреваемых в преступлениях. Но таким тихим и осторожным он был не всегда.
К своему губернаторству Юревич подошёл, имея за плечами опыт работы мэром Челябинска и недюжинный список предприятий, собственниками которых стали его родители Валерий и Наталья Юревич. В основу семейной бизнес-империи лёг завод по производству макарон «Макфа».
Его губернаторские годы стали апогеем расцвета семьи. Злые языки в тот период говорили, что Юревич выкупил город с потрохами. Это, конечно, преувеличение, но, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», список предприятий Юревичей действительно внушителен. Здесь и макаронные фабрики, и торговые комплексы, отель, кинотеатры, предприятия ЖКХ, автомобильные сервисы, агробизнес. В какой-то момент Юревичи даже зашли на рынок газоснабжения — под их контролем оказалось больше 50% ОАО «Челябинскоблгаз».
Мощнейшую пиар-поддержку имиджу губернатора и его семьи обеспечивал целый пул местных СМИ: 31-й канал, радио «Эхо Москвы в Челябинске», радио «DFM-Челябинск», портал Polit74.ru и издательский дом «Вечерний Челябинск».
Прямо или косвенно Юревичи влияли на такие местные издания, как «Московский комсомолец — Урал», «Челябинский караван», «Бизнес-курьер 74», «Медицина Челябинска», «Советский меридиан», «Калининский район», журнал «Компас образования», службу информации «Челябинск сегодня», ряд других сайтов, справочников, рекламных и общественно-политических спецпроектов.
«Дорожная революция»
При этом, говорили, молодой губернатор имел амбиции повторить успех Тюменской области, прославившейся в тот период строительством дорог. Возможно, поэтому в 2011 году Челябинская область объявила «дорожную революцию», за несколько лет которой, по разным оценкам, в асфальт закатали около 30 миллиардов рублей.
Как оказалось, значительные средства на ремонтно-строительные работы администрация Юревича брала в кредит в банках, в результате чего новая команда региональных управленцев столкнулась с серьёзными проблемами из-за хронической нехватки денег.
В 2015 году председатель городского Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Сергей Чигинцев сетовал, что главным последствием проводимой в Челябинске «дорожной революции» стали 2,5 миллиарда рублей заимствований, которые должна была выплачивать администрация города.
— Для казны города обязательства по этому кредиту — тяжкое бремя. Сегодня бюджет и без этих кредитов дефицитный: налоговые и неналоговые доходы падают, чтобы выполнять социальные обязательства, приходится экономить на всём, — говорил Чигинцев.
При этом дополнительную головную боль, по его словам, чиновникам создавали долги перед гражданами и юридическими лицами, у которых под строительство новых магистралей и развязок изымались земельные участки. Тот же Челябинск в последующие годы терял на выплатах компенсаций сотни миллионов рублей.
В регионе стали догадываться, что, возможно, эти издержки появились неспроста. Среди прочего обратили внимание на «Южуралавтобан», получавший щедрые государственные контракты, как считают следователи, благодаря покровительству экс-губернатора.
Выяснилось, что ЗАО «Южуралавтобан» и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области заключили госконтракты на общую сумму более 5,1 миллиарда рублей.
По данным Федеральной налоговой службы, в период «дорожной революции» через дорожную организацию за границу утекло минимум 700 миллионов рублей. В целом по итогам ревизии фискальный орган потребовал от дорожников доплатить более миллиарда: 804,7 миллиона рублей НДС, 26,4 миллиона налога на прибыль, пени общим объёмом свыше 261 миллиона рублей. Кроме того, инспекция решила наложить на компанию штрафы в совокупности на сумму порядка 39 миллионов рублей. А следом ещё и три миллиарда из областного бюджета куда-то подевались.