ЖКХ 4 – 16 июля 2020 года
Судебная практика

Право собственности на часть Северного широтного хода определили в суде

В начале июня Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа постановил передать мостовой переход через реку Надым, который является частью Северного широтного хода, в собственность региона, следует из карточки дела. До этого объект принадлежал АО «Корпорация развития», которое отвечало за его возведение и по решению суда получит компенсацию за потраченные средства.
Строительство мостового перехода через реку Надым на автодороге Сургут — Салехард было завершено в июне 2017 года. 14 сентября за АО «Корпорация развития» было зарегистрировано право собственности на мост в составе пяти сооружений, но в августе 2019 года все эти части объединили в единый объект недвижимости. В департаменте сообщили, что изначально власти рассчитывали, что корпорация будет участвовать в федеральном инвестиционном проекте «Создание железнодорожного Северного широтного хода „Обская-Салехард-Надым-Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево“ и железнодорожных подходов к нему».
Однако 15 сентября 2018 года концессионное соглашение было заключено между Росжелдором и ООО «СШХ». Кроме того, в декабре 2018 года было подписано соглашение между Росжелдором и правительством ЯНАО, в рамках которого был установлен ряд обязательств автономного округа, в том числе предоставление доступа концессионеру к элементам моста, необходимым для строительства его железнодорожной части. Таким образом корпорация в состав участников концессии не вошла.
Региональное правительство потребовало вернуть мостовой переход в собственность региона, так как данный объект, являясь технологической частью региональной автомобильной дороги общего пользования, может находиться исключительно в собственности ЯНАО. В марте 2020 года сторонам удалось договориться и даже заключить соглашение о передаче. Была проведена оценка объекта, но «Корпорация Развития» не утвердила ее, таким образом цена за передаваемое имущество не была согласована.
Это привело к тому, что 6 мая Департамент имущественных отношений ЯНАО подал иск к АО «Корпорация развития», в котором попросил суд передать мостовой переход протяженностью более 4 км в собственность округа. Регион готов возместить бывшему владельцу стоимость сооружений в размере 1,2 млрд руб. (в том числе НДС). «Корпорация развития» в отзыве на иск указала, что не возражает против передачи имущества в собственность региона, но не может самостоятельно определить размер возмещения. При этом ответчик не представил возражений по отчету об оценке и доказательств, которые ставят под сомнение ее результаты, не попросил он и о дополнительной экспертизе.
1 июня Арбитражный суд ЯНАО решил прекратить право собственности «Корпорации развития» на сооружение и признать собственником Ямало-Ненецкий автономный округ. В счет возмещения создания мостового перехода ЯНАО в лице Департамента имущественных отношений должно выплатить ответчику 1,203 млрд руб.
Данный кейс интересен с точки зрения анализа правоотношений, направленных на реализацию концессионного проекта в отношении инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования СШХ «Обская-Салехард-Надым».
«Как правило, вопросы, связанные с распределением права собственности на объекты, которые необходимы для реализации инвестиционных проектов (кроме земельных вопросов), не выходят в судебную плоскость и решаются в рамках межведомственных согласований. ЯНАО, предоставляя „Корпорации развития“ земельные участки для строительства мостового перехода, ориентировалось на ее участие в федеральном инфраструктурном проекте. При этом правовые вопросы, связанные с созданием и возможной эксплуатацией мостового перехода Корпорацией в случае ее неучастия в федеральном проекте, проработаны не были. В итоге получилось, что с одной стороны право собственности на объект формально было признано за Корпорацией (открытым остается вопрос о правомерности действий регистрирующих органов), с другой стороны ее деятельность на объекте ограничивалась нормами закона», — отмечают эксперты Национального Центра ГЧП.
АО «Корпорация Развития» («Урал Промышленный — Урал Полярный») реализует ряд инвестиционных проектов. Основными акционерами являются ХМАО (35,32%), ЯНАО (34,88%) и Тюменская область (28,70%).