ЖКХ 1 — 15 июня 2020 года

ПОГОНЯ ЗАУРАЛЬЯ ЗА ГОССУБСИДИЯМИ ПРЕВРАТИЛАСЬ В МИЛЛИАРДНЫЙ ФАРС. ЛЮДИ НЕ ЗАМЕЧАЮТ РЕФОРМУ ТКО. Участники рынка и экологи говорят о завышении процентов охвата территории вывозом отходов

ТБО
Природный департамент Курганской области отрапортовал о достижении 90-процентного охвата территории Зауралья вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО). Об этом руководитель управления экологии и недропользования Анатолий Булатов сообщил участникам рынка и экологам, с начала года резко критикующим ход мусорной реформы, проводимой региональными чиновниками. Однако, как указывают отраслевики, названные цифры, по всей видимости, «весьма далеки от реалий», а до некоторых муниципалитетов спецтранспорт регоператора — компании «Чистый город» — с января, вероятно, «и вовсе не добрался». При этом чиновники отмечают, что обслуживание не производится в населенных пунктах, где отсутствует население, а участники рынка задаются вопросами, каким образом эти поселения могли оказаться в территориальной схеме обращения с ТКО? Искусственное завышение объемов вывоза собеседники агентства склонны считать попыткой получить федеральную субсидию, предусмотренную для поддержки отраслевых компаний в период пандемии. Впрочем, как указывают специалисты, «если силовики и надзоры захотят изучить реальный охват территории, то проверки могут вылиться и в уголовные дела».

Чиновники Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области рассмотрели обращение участников рынка и экоактивистов, переправленное из регионального СКР и прокуратуры. На критику провала стартового этапа мусорной реформы в Зауралье управленцы ответили реляциями о результатах, которых, по словам экспертов, «до сих пор не достигли даже экономически благополучные регионы, где процесс начался на год раньше».


Напомним, Курганская область вошла в мусорную реформу с января текущего года и практически сразу столкнулась с многочисленными проблемами. Несмотря на озвучиваемые планы и наличие территориальной схемы, разработанной под шквальной критикой специалистов чиновниками нескольких департаментов, регоператор так и не смог оперативно начать работу во многих муниципалитетах. Это было признано и на уровне правительства Зауралья.

Примечательно, что прошлой зимой глава природоохранного департамента Андрей Саркисов заявлял, что «график есть, и мы потихоньку заходим, плавно», хотя, как указывали отраслевики, в терсхеме однозначно указано, что «Чистый город» обязан единовременно начать работу на всей территории региона. При этом платежи по резко возросшему в связи с реформой тарифу гражданам предлагалось уплачивать сразу.
В конце марта департамент выступил с официальным заявлением, что регоператор в связи с распространением коронавирусной инфекции перешел на особый режим работы, и напомнил, что «своевременный и бесперебойный вывоз отходов напрямую зависит от своевременно внесенной платы за оказанную услугу». «Ведь для транспортирования ТКО необходимы средства на ГСМ, обслуживания транспортных средств, зарплату персоналу», — увещевали управленцы жителей Зауралья.

Однако сами жители региона массово указывали, что чиновники требуют плату за фактически не оказываемые услуги, а во многих муниципалитетах спецтехнику «Чистого города», как и обещанные новые контейнеры, вообще никто не видел.

На обращение отраслевиков и экологов в правоохранительные органы, последовавшее после жалоб жителей, дал ответ заместитель Андрея Саркисова, начальник управления экологии и недропользования Анатолий Булатов (копия документа находится в распоряжении издания).

Чиновник, в частности, заявил, что с 1 января услуга оказывается «населению Кургана, Шадринска, райцентров и крупных населенных пунктов», не уточнив, от какого числа жителей ведется подсчет. По каким причинам спецтранспорт не заходит в другие поселения, управленец не сообщил. Отдельно замглавы департамента уточнил, что «вывоз ТКО не производится в ряде населенных пунктов ввиду отсутствия в них жителей». По каким причинам в этом случае они могли оказаться в терсхеме, уточнения также не последовало.

«В настоящее время организованным сбором ТКО охвачено порядка 90% жителей Курганской области, на территории региона выставлено порядка 8500 контейнеров. В ряде муниципальных образований используется пакетный способ накопления ТКО. Жителям муниципальных образований, на территории которых коммунальная услуга не оказывалась, плата не начислялась, либо ошибочно выставленные квитанции были аннулированы», — проинформировал Анатолий Булатов.
Замглавы Депприроды добавил, что при установлении регоператору тарифа на следующий срок «будут учитываться экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, в том числе транспортные». По каким причинам сейчас жители региона вынуждены платить по тарифам, в которые, исходя из терсхемы, включены затраты на транспортировку отходов по всему Зауралью, чего в реальности нет, пояснений не последовало.

В свою очередь отраслевики обращают внимание на завышение данных об охвате населения вывозом отходов и предполагают, что целью этого, по их словам, «жонглирования цифрами» может быть желание получить часть федеральной субсидии, предусмотренной для поддержки отрасли в период пандемии COVID-19 и экономического кризиса.

«Регоператоры под угрозой возникновения мусорного коллапса в регионах сумели в апреле пролоббировать выделение федеральной поддержки. Изначально рассчитывали на 20 миллиардов, но вице-премьер Виктория Абрамченко на текущем этапе пока уполовинила эту сумму до 10. Одним из критериев является обслуживание не менее 90% населения в зоне деятельности регоператора. До этого таких цифр не звучало, и даже в экономически развитых регионах, где реформа идет больше года, не везде к ним приблизились. А у нас, вот, за 3 месяца „плавного вхождения“ уже вдруг ровно 90 стало», — комментируют участники рынка ответ замглавы департамента.
Реальная же картина мусорной реформы в Зауралье, по словам собеседников издания, такова, что вывозом отходов охвачено, с их точки зрения, «в самом лучшем случае 60−70%», при этом работа ведется в основном в Кургане, Шадринске и их ближайших окрестностях, где затраты на транспортировку невысоки.

«Мест, где не слышали о регоператоре, хватает. Это почти все небольшие поселения. Но не только. Возьмем город Куртамыш. Там контейнеры установили вдоль главной улицы, и жителям подчас приходится по полтора-два километра до них шагать. Кто-то будет туда нести мусор? А потом нелегальные свалки будут ликвидировать за счет муниципалитета, у которого и так денег нет. То есть контейнеры стоят не там, где удобно гражданам и предписано правилами, а где удобно „Чистому городу“. А в каком-нибудь Сафакулевском районе или Казак-Кочердыке о вывозе вообще не слышали», — приводят собственные суждения специалисты.

Собеседники «Правды УрФО» также отмечают, что по санитарно-эпидемиологическим нормам в случае, если уличная температура выше -5 градусов по Цельсию, вывозить отходы необходимо ежедневно. Однако в большинстве поселений «мусоровозы бывают не то что не каждый день, а далеко не каждую неделю», но жителям предлагается аккуратно вносить плату в пользу оператора.

Свои оценки текущим процессам дал эксперт Агентства стратегических инициатив и «Российского экологического общества» Сергей Завьялов. По его мнению, негативное влияние оказывает сомнительная квалификация кураторов реформы и упорное нежелание чиновников прислушиваться к мнению населения и отраслевиков.
«Все просто. Ответственность за организацию системы обращения с отходами несет губернатор. Вадим Шумков дал команду обеспечить ее проведение, хоть умри, вот чиновники и „обеспечивают“, однако в силу невысокой квалификации притягивают за уши. Все, кто умнее, Оксана Гирман, Андрей Саносян давно ушли. Оставшиеся не желают внимать никаким рекомендациям профсообщества, хотя даже сейчас что-то можно исправить. Возможно, рассчитывают, что смогут избежать последствий. Но можно вспомнить арестованных Сергея Пугина, Сергея Чебыкина, Романа Ванюкова. Они тоже так думали», — считает собеседник издания.
Как указывают участники рынка, выявить реальный охват территорий и населения вывозом мусора, с учетом того, что транспорт должен быть оснащен спутниковой навигацией, «совсем несложно».