Загрузка

Для УК ЖКХ

Как показывает практика, у большинства управляющих организаций
существуют значительные налоговые резервы,
реализация которых позволяет снизить налоговые обязательства
и даже получить из бюджета излишне уплаченные денежные средства.

вниз

Возврат средств по результатам аудита расчетов с РСО
и выявления налоговых резервов

Управляющим компаниям и предприятиям сферы ЖКХ

Наш опыт

ГБУ г. Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники»

Дело № А40-89628/2015

(Определение Коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015, включено в письмо ФНС России от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@ «О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2017 года, принятых по вопросам налогообложения»): обосновано право на отказ от применения льготы, предусмотренной пп. 29-30 п. 3 ст. 149 НК РФ «задним» числом, т.е. после окончания налогового периода.

ООО «Управляющая компания «Феникс»

Дело № А40-2475/2017

(Определение Коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.03.2018 № 305-ЭС17-20562 по делу № А40-2475/2017) – в гражданско-правовом споре о взыскании задолженности в связи с разницей в тарифах было доказано право управляющей компании в отношениях с ресурсоснабжающей организацией применять такой же тариф, как и в отношениях между управляющей компанией и потребителями коммунального ресурса.

МУП г. Нижневартовска «Горводоканал»

Дело № А75-13267/2015

(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2016 № Ф04-4774/2016 по делу № А75-13267/2015). В рамках указанного дела налоговый орган в силу сложившейся практики оспаривал не право на применение п. 2 ст. 154 НК РФ, а правомерность корректирования в текущем периоде налоговой базы прошлых лет. Право на исправление ошибки в текущем периоде было признано судами всех трех инстанций.

ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь»

Дело № А80-24/2011

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2012 № Ф03-4609/2012 по делу № А80-24/2011): подтвердили право управляющей компании на применение правил п. 2 ст. 154 НК РФ в условиях получения субсидий на поддержку граждан льготных категорий

ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК-4»

Дело № А69-2443/2016

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2017 № Ф02-4553/2017 по делу № А69-2443/2016). Вернули НДС с суммы затрат на строительство котельных, оплаченных за счет бюджетных инвестиций из федерального, регионального и местного бюджетов. Смогли подтвердить право на вычет в условиях незавершенного строительства и смены заказчика с администраций муниципальных районов на унитарное предприятие.

ООО «Управляющая компания «Привокзальная» Липецкой области

Дело № А36-3283/2011

(Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2012 по делу № А36-3283/2011): подтвердили право управляющей компании на применение правил п. 2 ст. 154 НК РФ в условиях получения субсидий на компенсацию расходов в связи с оказанием жилищно-коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Было доказано, что бюджетное финансирование компенсирует полученные убытки и обложению НДС не подлежит.

Расчеты за коммунальные ресурсы

В сфере расчетов за коммунальные ресурсы традиционно существует множество нерешенных вопросов и спорных моментов, которые порождают различную оценку стоимости этих ресурсов со стороны управляющих организаций и ресурсоснабжающих организаций.
Профессиональная защита интересов управляющих компаний поможет изменить баланс расчетов с поставщиками ресурсов: снизить задолженность или взыскать переплату.

За счет чего снижаются расходы управляющей компании?

  • Завышение начислений по счетам РСО в случае выхода из строя, либо отсутствия общедомовых узлов учета (в этом случае РСО, как правило, не ограничивают счета начислениями конечным потребителям, что не соответствует закону)
  • Некорректный расчет объемов сточных вод как суммы показаний ОДПУ по холодной и горячей воде (на самом деле, вне зависимости от наличия/отсутствия ОДПУ объем сточных вод необходимо определять, исходя из показаний КПУ, плюс норматив в квартирах без КПУ по всем расчетным периодам вплоть до конца 2016 года)
  • Излишняя поставка тепловой энергии – так называемые «перетопы», образующиеся в результате превышения фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе над температурным графиком, то есть несоответствие температуры теплоносителя температуре наружного воздуха
  • Завышение количества тепловой энергии на нужды подогрева горячей воды в случае применения двухкомпонентного тарифа (следует руководствоваться установленным нормативом потребности в тепловой энергии на подогрев воды, а не показаниями ОДПУ)
  • Расхождение между количеством ресурса, предъявленного к оплате, и количеством, зафиксированным на основании показаний ОДПУ («досчёты», потребление по отключенным теплопотребляющим установкам, включение в расчет нежилых помещений, имеющих признаки общего имущества МКД, и т. д.)
  • Неправомерное снятие ОДПУ с коммерческого учета

Налоговые резервы управляющих организаций

Как показывает практика, у большинства управляющих организаций существуют значительные налоговые резервы, реализация которых позволяет снизить налоговые обязательства и даже получить из бюджета излишне уплаченные денежные средства.

Наиболее распространенные случаи завышения налогов управляющими компаниями

  • Неправильный учет получаемых из бюджета субсидий, в частности, включение их в налоговую базу по НДС или неприменение налоговых вычетов по затратам, оплаченным за счет бюджетных средств. Этот налоговый резерв имеет место в большинстве случаев получения субсидий, в частности, в связи с проведением капитального ремонта МКД, убыточностью тарифов, применением льготных цен по отдельным категориям граждан, наличием выпадающих доходов и т.д. Примечательно, что в некоторых случаях налоговые вычеты могут быть применены даже по налоговым периодам после начала действия новой редакции пп. 6 п. 3 ст. 170 и п. 2.1. ст. 170 НК РФ, которые, по общему правилу, такие вычеты запрещают.
  • Неполное применение налогового вычета по счетам-фактурам ресурсоснабжающих компаний. Нередко управляющие компании, затраты которых на коммунальные ресурсы меньше, чем доходы от оказания коммунальных услуг конечным потребителям, принимают НДС к вычету только частично (пропорционально полученным доходам). В этом случае управляющая компания имеет право на возмещение НДС, так как налоговое законодательство не предусматривает необходимости уравнивания «входящего» и «исходящего» НДС.
  • Ошибочная квалификация для целей исчисления НДС операций по оказанию коммунальных услуг в качестве «транзитных» (то есть неотражение ни входящих, ни исходящих оборотов). Кроме того, часть управляющих компаний даже в тех случаях, когда это является экономически невыгодным, использует льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, которая позволяет не облагать НДС реализацию коммунальных услуг населению.
  • Неиспользование или неполное использование механизмов списания безнадежной задолженности и резерва по сомнительным долгам. Как известно, в сфере ЖКХ платежная дисциплина находится не на самом высоком уровне, соответственно, правильно организованная работа с дебиторской задолженностью позволит получить существенное снижение налога на прибыль организаций.
  • Включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций «лишних» доходов и непринятие обоснованных расходов.
  • Неиспользование льгот по налогу на имущество организаций с учетом региональных особенностей (видов льготируемого имущества).