Загрузка

Возврат НДС региональным операторам капитального ремонта

Налоговые споры, возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с государственным регулированием цен – наша специализация уже более 15 лет

Зачем оператору связываться с НДС?

Сейчас общепринятым подходом к налогообложению деятельности региональных операторов капитального ремонта является применение льготы по подпункту 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Однако ее эффективность не очевидна и в ряде случаев оператору выгоднее отказаться от нее, получив возможность начислять НДС при реализации соответствующих работ и услуг, а значит, стать субъектом права на вычет и возмещение НДС из федерального бюджета. Такое право основано на пункте 5 статьи 149 НК РФ и подтверждено Верховным Судом Российской Федерации (дело №А40-89628/2015). Кроме того, законодатель изначально предусмотрел в главе 21 НК РФ нормы, подлежащие применению исключительно в случаях, когда региональный оператор капитального ремонта является плательщиком НДС (например, подпункт 2 пункта 3 статьи 162 НК РФ).

Выгодно ли оператору становиться плательщиком НДС?

В случае отказа регионального оператора капитального ремонта от льготы подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ налоговые последствия соответствующих работ и услуг будут определяться на основании положений статьи 105.4, пунктов 1 и 2 статьи 154 НК РФ.
Налоговая база оператора по НДС будет исчисляться исходя из фактических цен реализации, в том числе с учетом их государственного регулирования и применения льготных цен. Применимость данного положения к отрасли жилищно-коммунальной хозяйства никогда не вызывала сомнения в правоприменительной практике (письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 февраля 2004 года №02-3-07/21, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 ноября 2017 года №03-03-06/1/74131).
В свою очередь, к вычету будет принят НДС, выставленный поставщиками и подрядчиками в полном объеме, вне зависимости от источника его оплаты (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Повлияет ли возврат НДС на бюджетное финансирование оператора?

Нет, поскольку денежные средства, полученные в результате применения налоговых вычетов по НДС, представляют собой средства, полученные при осуществлении хозяйственной деятельности, а не в связи с ее субсидированием из бюджета. Право на вычет и возмещение НДС неразрывно связывается налоговым законодательством с конкретной деятельностью, в рамках которой оно возникает.
Суммы возмещенного НДС хотя и получены из бюджета (в рамках процедуры исполнения федерального, а не регионального бюджета по доходам, а не по расходам), не подпадают под режим целевого использования бюджетных средств. Действующее законодательство не содержит ни единой нормы, которая бы позволяла распространять на суммы возмещенного НДС режим средств бюджетных, а не собственных средств налогоплательщика. Статья 176 НК РФ не описывает ни целей, на которые предоставляются суммы возмещенного НДС, ни какой-либо ответственности налогоплательщика за то или иное использование данных средств.

Наш опыт

Налоговые споры, возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с государственным регулированием цен – наша специализация уже более 15 лет

ГБУ г. Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники»

Дело № А40-89628/2015

Обосновано право на отказ от применения льготы, предусмотренной п. 3 ст. 149 НК РФ «задним» числом, т.е. после окончания налогового периода. Определение Коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015, включено в письмо ФНС России от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@ «О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2017 года, принятых по вопросам налогообложения».

ООО «Управляющая компания «Привокзальная»
(г. Липецк)

Дела № А36-3918/2009 и № А36-3135/2009

Обосновали право на применение налогоплательщиком п. 2 ст. 154 НК РФ и исключение из налоговой базы по НДС финансовой поддержки за счет средств бюджета г. Липецка, бюджета Липецкой области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

ООО «Жилищно — коммунальное хозяйство «СЕРВИС»
(г. Омск)

Дело №А46-28738/2012

Доказали, что налогоплательщик реализует работы по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот в виде оплаты части стоимости капитального ремонта, остальная часть которых финансируется за счет бюджетных субсидий, в связи с чем вправе на основании п. 2 ст. 154 НК РФ определить стоимость реализованных товаров (работ, услуг) исходя из фактических цен их реализации, то есть без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.

ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь»

Дело №А80-24/2011

Подтвердили право управляющей компании на применение правил п. 2 ст. 154 НК РФ в условиях получения субсидий на поддержку граждан льготных категорий.

ООО «Управляющая компания города Курска»

Дела №А35-145/2012 и №А35-14493/2011

Доказали, что долевое финансирование на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств регионального и местного бюджетов представляет собой субсидию и позволяет исключить эти средства из налоговой базы по НДС в порядке п. 2 ст. 154 НК РФ в связи с применением фактических цен реализации – исключительно взносов собственников.

МУ Жилищная служба Дзержинского района города Перми

Дело №А50-35976/2005-А16

Доказано право на сохранение налоговых вычетов по НДС при применении фактических цен реализации в соответствии с положениями п. 2 ст. 154 НК РФ.

Наши специалисты проведут полный анализ и подготовку правового обоснования для возврата НДС региональному оператору капитального ремонта, а также полностью возьмут на себя сопровождение налоговых проверок и при необходимости оспаривание их результатов в суде.